Работа с/х и прочей спецтехники, легковых авто, оснащённых ДВС, напрямую зависит от соблюдения целого ряда параметров. В частности, во внимание принимаются правильность настроек, исправность комплектующих и соблюдение режима температур. Если первые два показателя носят технический характер, то за регулирование степени нагрева отвечает система охлаждения. Главный узел в ней – радиатор. Без него функционирование ДВС практически невозможно.
В процессе работы двигатель сильно нагревается и если его не охладить, то велика вероятность возгорания. Поэтому крайне важно следить за состоянием и работой охладительной системы и при необходимости своевременно выполнять ремонт или даже замену радиатора на тракторе.
Специфика конструкции
Тракторный радиатор представляет собой один из важнейших элементов всей системы охлаждения. Ею в обязательном порядке комплектуются двигатели ВС. Сам радиатор представляет собой сложное устройство, состоящее из:
- корпуса;
- вентилятора;
- плоских труб. Расположены в 4 ряда;
- горловины;
- пластин;
- 2 бачков (нижний и верхний), укомплектованных кранами.
Важно: все запчасти, которые задействованы в охлаждении жидкости, производятся из сплава латуни высокого качества.
Особенности работы
Назначение радиатора трактора заключается в охлаждении жидкости, которая циркулирует по водной прослойке мотора. Проходя через все трубки, среда теряет тепло под воздействием воздуха. Его подача обеспечивается вентилятором. В сердцевине вертикально расположены трубы в 4 ряда. Они проходят через пластины, установленные горизонтально. Эти элементы изготовлены из специального сплава латуни. Концы плоских трубок присоединены посредством пайки к горизонтальным пластинам. Небольшая их часть немного выходит за пределы.
Важно: пролегание трубок по коридорному принципу в радиаторе неслучайно. Такое размещение способствует повышению эффективности теплоотдачи.
Бачки из латуни крепятся внизу и вверху к крайним пластинам при помощи болтов. Обязательно предусмотрено уплотнение из резины. Между собой ёмкости соединены стойками, которые расположены сбоку сердцевины. При этом функции у резервуаров разные. Верхняя ёмкость обеспечивает постоянное движение воды в системе. Через краник она пускается по всему радиатору. Заливается охлаждающая среда в горловину бачка, которая оснащена крышкой и противовоздушным клапаном.
На тракторе радиатор крепится посредством эластичных соединений. Верхняя часть агрегата специальным материалом сообщается с головкой, которая располагается на блоке с цилиндрами. Нижняя крепится при помощи резиновых амортизаторов.
Распространённые поломки и обслуживание
Тракторы Минского завода – МТЗ 80/82 – одни из самых распространённых в сельском хозяйстве и коммунальной сфере. Их активно эксплуатируют при выполнении различных работ, машины испытывают серьёзные нагрузки, влекущие за собой перегрев системы, отчего изнашивается радиатор. Среди неисправностей наиболее часто случаются следующие:
- отложения мусора в патрубке. Они могут дальше распространиться в мотор и спровоцировать серьёзную поломку;
- повреждения ключевых комплектующих в системе. Причиной обычно является скопление сора, загрязнённой воды;
- появление реагентов, которые негативно сказываются на стабильности работы охлаждения. Они возникают из-за заливки некачественной жидкости;
- протечки в трубах;
- сбои в функционировании узла.
В случае незначительных поломок или при небольшом загрязнении радиатора вполне допустим ремонт. Замена изношенных элементов, устранение отложений стабилизируют его работу. Однако при масштабных поломках придётся полностью заменить радиатор. Процедура эта затратная и трудоёмкая. Поэтому в целях продления срока эксплуатации рекомендуется периодически проводить техосмотры и устранять мелкие неполадки, не допуская их превращения в серьёзные проблемы.