Бульдозеры изготавливают в двух исполнениях: гусеничном и колёсном. Они сравнимы и по мощности, и по производительности, поэтому для правильного выбора нужно понимать, в чём же они на самом деле отличаются. Например, гусеничному Komatsu D375A-5 с мощностью 530 л.с. соответствует колёсный WD600-6, а гусеничному Komatsu WD900 с мощностью около 870 л.с. — колёсный D475A-5 (все эти машины доступны в России — ими торгует официальный дистрибутор ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ»).
Преимущества и недостатки гусеничных бульдозеров
Использование гусеничной базы обеспечивает бульдозерам следующие преимущества:
- высокое сцепление с почвой;
- низкое давление на грунт;
- более экономичный дизельный двигатель;
- высокие тяговые усилия.
В связи с этим очевидно, что оптимальная сфера применения гусеничных машин — бездорожье: разработка полезных ископаемых, перемещение больших объёмов почвы при капитальном строительстве и сооружении крупных автомобильных магистралей. Особенно заметно преимущество такой техники на влажном суглинке или в снегу.
В то же время у гусеничных машин есть и очевидные недостатки:
- более высокий вес;
- невозможность передвижения по асфальтовым дорогам (чтобы техника не портила покрытие, её нужно перемещать к месту работы на специальном траке);
- сниженная комфортность — тряска и шум.
Ассортимент гусеничных бульдозеров достаточно велик, ознакомиться с ним можно, например, на komek.ru.
Используемые отвалы
На гусеничных бульдозерах устанавливаются три типа отвалов:
- прямой — самый простой, отличается наименьшей призмой волочения (ёмкостью); его используют для разработки плотных материалов (например, на гранитных карьерах);
- сферический — имеет вогнутость и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости; отличается большой сферой волочения, что позволяет за один заход перемещать очень много материала; используется для перемещения веществ с низкой плотностью (например, на угольных шахтах);
- полусферический — плоский по горизонтали и вогнутый по вертикали; обладает промежуточными характеристиками по сравнению с двумя другими типами, поэтому показывает достаточно хорошие результаты при работе с любыми веществами (но, естественно, уступает специализированным отвалам, правильно подобранным под определённый тип грунта).
Так как небаланс боковых нагрузок для гусеничных бульдозеров не критичен, то на них монтируют не только жёстко закреплённые неповоротные отвалы, но и поворотные конструкции, позволяющие устанавливать отвал под нужным углом в ту или другую сторону.